Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной.
Известно, что у детей с нарушениями речи, как правило, «страдают» не просто звуки, а механизмы восприятия, понимания, продуцирования речи, а также речевой аппарат. Итак, на первый взгляд, у таких детей имеется лишь фонетическое неблагополучие. На самом деле, у большинства из них отмечается неблагополучие общего развития.
Ну, а если ребенок говорит много, но плохо? Нередки случаи, когда малыш в 3-4 года говорит так невнятно, что понять его может только мать. Бывает, что в этом возрасте дети не произносят некоторых звуков, заменяют одни звуки другими или у них нарушен ритм и темп речи - они говорят захлебываясь, очень быстро или, наоборот, тянут слова и т. д. Такие нарушения, как правило, мало волнуют родителей, и они склонны объяснять их тем, что "маленьких детей вообще трудно понять!" Конечно, на ранних этапах развития речи артикуляция звуков у всех детей несовершенна. Однако это можно считать "нормой" для детей не старше 2,5-3 лет. Если же дефекты артикуляции отмечаются у детей более старших и держатся стойко, нужно принимать меры к их устранению.
Чтобы родителям было удобно следить за своевременным появлением в речи ребёнка звуков, мы предлагаем таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.
Время появления звуков (возраст) |
1-2 года |
2-3 года |
3-5 лет |
5—6 лет |
Звуки |
а о э п б м |
и ы у ф в
т д н г к x й |
с з ц ш ж ч щ |
р л |
Из таблицы видно, что к 5—6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.
Важно вовремя предупредить и устранить целый ряд вредных последствий неисправленной речи у ребенка, которые могут выражаться в следующем: задержка в умственном развитии ребенка, т.к. речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его; тяжелые психические переживания ребенка из-за недостатков своей речи (проявляющиеся уже к 5 годам); проблемы в школьном обучении ДИСЛЕКСИЯ (нарушение чтения) и ДИСГРАФИЯ (нарушения письма); хроническая неуспешность, замкнутость, тревожность, тики, слезы и т.п. из-за смеха одноклассников; в будущем - личные проблемы и ограничения в выборе профессий.
Так, возникнув в детстве, речевое нарушение без квалифицированной помощи логопеда, закрепляется и с большим трудом преодолевается в последующие годы и может сохраниться на всю жизнь.
В нашем детском саду направление детей в логопедическую группу осуществляется после диагностики детей 3 – 4 лет логопедами детского сада. Обычно это обследование проходит в феврале -марте месяце, чтобы дать возможность родителям собрать все документы к психолого-медико-педагогической комиссии, проходящим в апреле-мае, когда и комплектуются логопедические группы на сентябрь следующего учебного года.
Проведение всего комплекса коррекционного обучения при логопедической работе требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований. Для логопедических групп разработан особый режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этим в расписание занятий входит время для занятий по типовой комплексной программе для детей дошкольного возраста. Также в вечернее время выделяются часы для работы воспитателя с подгруппами или отдельными детьми по коррекции (развитию) речи в соответствии с заданием учителя-логопеда.
В нашем детском саду ведется тесная взаимосвязь учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, физкультурного руководителя, ИЗО-руководителя и родителей, в работе которых осуществляется преемственность и соблюдение единства требований, предъявляемых детям.
Учитель-логопед осуществляет коррекцию нарушенных звуков, постановку диафрагмально-речевого дыхания, способствует созданию речевой среды, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, связной речи, речевой коммуникации, готовит ребенка к дальнейшему успешному обучению в школе.
Воспитатель закрепляет приобретенные знания, отрабатывает умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (игровую, трудовую, учебную деятельность), в содержание развивающих занятий (рисование, лепка и др.) через наблюдения, экскурсии, режимные моменты помогает ребенку адаптироваться в коллективе.
Музыкальный руководитель на музыкально-ритмических занятиях формирует движения под музыку, развивает музыкальный слух и певческие навыки, работает над развитием голоса, фонематического слуха, участвует в работе по автоматизации звуков, развитию темпа, ритма, плавности речи, средствами музыки стимулирует познавательные процессы ребенка.
Физкультурный руководитель способствует оздоровлению и закаливанию детского организма, совершенствует координацию основных видов движений, развивает общую и мелкую моторику, формирует положительные личностные качества: взаимовыручку, решительность, настойчивость, уверенность в собственных силах.
Родители закрепляют достигнутое в детском саду по индивидуальным заданиям логопеда (закрепляют поставленные звуки, контролируют правильность произнесения в речи; выполняют задания на развитие лексико-грамматического стоя речи, а также связной речи и т.д.)
Участие родителей в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком и пр.— это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. И в результате страдает ребенок.
Опыт работы показал: взаимодействие детского сада и семьи — необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (воспитатели, логопеды) и родители действуют согласованно.
Из всего вышесказанного следует вывод: речь следует формировать не изолированно, а лишь в комплексе с общим развитием, прежде всего с развитием интеллекта, что в полной мере осуществляется в нашем детском саду. В случае невыполнения родителями требований логопеда, а также отказа от перевода ребенка со сложной речевой патологией в логопедическую группу учитель-логопед не несет ответственности за устранение дефекта.
Учитель-логопед
Ашманова Е.В.