Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача. “Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений” (В.А.Сухомлинский).
Преемственность и взаимосвязь в обучении и воспитании была важна всегда. Но особая необходимость организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального общего образования назрела в связи с модернизацией Российского образования, а именно в связи с переходом на ФГОС 2 поколения, который предполагает, что у дошкольника при поступлении в 1 класс должны быть сформированы интегративные качества, которые создадут предпосылки для формирования универсальных учебных действий учащегося.
Это означает, что сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника. Организовывать учебную деятельность с учётом его накопленного опыта, т.к. содержание программы дошкольного образования и применение предметно-развивающей среды на занятиях дошкольников направлено на развитие тех качеств личности, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса и успешного обучения в школе.
Перед воспитателем детского сада на дошкольной ступени, а далее и учителем начальной школы на I ступени обучения стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся к научно-поисковой, проектной деятельности.
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Необходимо сделать переход детей в школу более мягким, учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.
Поэтому задачами преемственности детского сада и школы являются:
- развитие любознательности;
- развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;
- формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;
- развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).
Принимая детей в школу важен уровень психологического развития ребёнка. Он становится школьником, когда имеет свою собственную внутреннюю позицию. Взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания этого возраста влияет на дальнейшее развитие ребёнка. Комфортность пребывания в школе не должна зависеть от организации системы обучения. Именно поэтому, во избежание негативных последствий, связанных с адаптацией детей к школьной жизни, МКДОУ детский сад № 333 долгое время сотрудничает с СОШ №24 г. Новосибирска. Посредством этого сотрудничества в нашем детском саду выработана программа преемственности «Скоро в школу». Ее главная цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер. Ежегодно воспитатели и психологи детского сада проводят диагностику уровня готовности детей к школе. Она включает в себя следующие критерии: физическая, психологическая и личностная готовность.
На основе результатов мониторинга, нашим детским садом составляется программа сотрудничества и вырабатывается план конкретных действий для обеспечения наиболее благоприятных условий адаптации детей к школе. План сотрудничества предусматривает работу с детьми, работу в связке воспитатель – учитель и работу с родителями.
Работа с детьми предусматривает: посещение учителями начальной школы открытых занятий воспитанников старшей и подготовительной групп, организацию совместных выставок рисунков детей детского сада и учеников первых классов, участие школьников в утренниках детского сада. Наиболее интересной формой сотрудничества, мы выбрали совместные мероприятия воспитанников подготовительной к школе группы и учеников первого класса школы. Так, в 2013году, педагогами детского сада была организована интеллектуальная игра «Самый умный». Целью игры было: развитие интеллектуальной готовности дошкольников к получению знаний в школе, обмен опыта методами и формами подачи информации дошкольникам. Мы хотели показать, учителям начальных классов, как наши дети могут воспринимать информацию и затем пользоваться ей в повседневной жизни. Хотели, так же отметить, что дети и сами могут добывать знания, интересным им путем- «игрой».
Особое внимание уделяется и проблеме принятия школьной культуры ребенком задолго до того, как он вступит в школьную жизнь. Этому во многом способствуют организационные экскурсии с их последующим обсуждением, рисованием и лепкой по теме. Желающие принять участие в экскурсиях родители, тоже могут прийти в школу. В этом году дети посещали школьную библиотеку, кабинет директора, учительскую, столовую, спортивный зал, классы, могли посидеть за школьной партой, поиграть в коридорах, посмотреть выставки рисунков и поделок, посидеть за компьютером, порисовать на интерактивной доске и даже принять участие в спортивных соревнованиях. Подобные мероприятия производят на детей неизгладимое впечатление и резко повышают школьную мотивацию. После посещения школы дети делятся впечатлениями, стремятся выразить радость от общения со школой в рисунке, лепке, сюжетно-ролевой игре, инсценировке.
В этом году, мы решили пригласить школьников в детский сад для совместного проведения спортивного праздника «Малая олимпиада»
Первым этапом праздника было открытие олимпиады, внесения флага и олимпийского огня. Дошкольники приготовили танцы и песни, которыми украсили малую олимпиаду.
Следующим этапом были состязание в эстафетном беге на скорость, прыжках в мешках по секундомеру и командное перетягивание каната.
Так как девиз олимпиады был «Быстрее, выше, сильнее» все дети были разделены на три группы, и каждый ребенок учувствовал в своем виде спорта.
Судьи в бланках записывали результат каждого ребенка, и лучшие результаты детей приносили медали в свою команду.
Затем дети отпраздновали закрытие олимпиады награждением, большим пирогом с чаем и раздачей подарков.
Несомненно, важную роль в процессе подготовке детей к школе играют родители. Которых мы так же пригласили на организацию этого праздника . Уже в мае в рамках программы преемственности мы планируем провести родительское собрание, на котором будем обсуждать наиболее важные вопросы, касающиеся подготовки детей к школе.
Февраль 2014 г.